Главная     Контактная информация     Форум сайта      

В полете за рекордом


Кто из нас не мечтает стать лучшим в своем деле, а некоторые - просто совершить что-нибудь из ряда вон выходящее, чтобы прославиться? Некоторые готовы делать все мыслимое и немыслимое, лишь бы попасть в Книгу рекордов Гиннесса и доказать всему миру, что они самые-самые. Надо заметить, что 80 лет назад желание прославиться двигало людьми не меньше, чем в наши дни. Так, в начале июля 1928 г. размеренную жизнь провинциального Кургана должно было нарушить отнюдь не рядовое событие. Горожанам представилась возможность стать свидетелями мирового рекорда. Вот как это было.


Накануне

5 июля 1928 г. в окружной газете "Красный Курган" вышло объявление о том, что 7-го числа на Курганском аэродроме ожидается посадка самолета американского журналиста Джона Мирса, совершающего кругосветное путешествие на скорость. Желающим увидеть все своими глазами предлагалось расположиться вдоль полотна железной дороги. Чуть позже горожане узнали о предстоящем событии еще ряд подробностей. Так, стало известно о том, что журналист летит на собственном самолете. Был объявлен также маршрут его следования. Из Нью-Йорка на пароходе до Европы. Далее самолетом через Берлин, Москву, Курган, Омск, Красноярск, Иркутск, Читу до Японии, а оттуда обратно в Америку.

Посадка в Москве ожидалась 6 июля, а утром следующего дня журналист должен был вылететь в Курган, где его будут ожидать примерно в 13 - 14 часов. По случаю предстоящего события была создана комиссия по встрече, в которую вошли от окружной организации общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР т. Полянинов, от окружного исполнительного комитета т. Смирнов и от редакции "Красный Курган" т. Прохоров.


Не ударить в грязь лицом

Руководством Осоавиахима был составлен подробный план по организации встречи американского гостя. Всем учреждениям и организациям города предписывалось оказывать полное содействие в его выполнении. Большое внимание в документе уделялось оборудованию аэродрома. За его подготовку отвечали окружной военком Полянинов и летчик запаса Врачинский. Посадочную площадку планировалось организовать вблизи ипподрома. Опознавательными знаками должны были стать полотнище в виде буквы "Т", "колбаса" на шесте, костры по краям и ракеты на случай ночной посадки. Для обеспечения продолжения полета предстояло получить со станции Курган и доставить к самолету 714 кг бензина, высланного Омским Осоавиахимом, и 80 кг масла из Новосибирска. Кроме того, обязательным было присутствие на аэродроме рабочих, воронки, ведра и прочих принадлежностей для заливки горючего, а также необходимого слесарного инструмента для исправления мелких поломок. Оставлять все выше перечисленное на площадке без охраны было опасно, поэтому на аэродроме планировалось поставить две брезентовые палатки. Одна из них предназначалась для хранения горючего, инструмента от дождя и пыли, другая - для караульного помещения. О готовности к встрече самолета нужно было телеграфировать в Москву, Омск и Новосибирск. Кроме того, начиная со 2 июля, до прилета журналиста заведующему метеорологической станцией окружного земельного управления т. Перцеву было дано указание каждый день в 22 часа передавать сведения о погоде к 7 и 21 часу.

Для привлечения публики в газете разместили объявление, сообщающее о предстоящем событии. С целью сопровождения гостей на весь период пребывания были выделены несколько человек, в том числе и знаток английского языка. На аэродроме к моменту посадки самолета должны были находиться легковой автомобиль, мотоциклет с коляской и врач с аптечкой. Порядок среди встречающих надлежало поддерживать 6 конным и 6 пешим милиционерам. Предполагалось обеспечить прибывшим иностранцам за счет средств Осоавиахима две лучшие комнаты в номерах городского отдела коммунального хозяйства, а также забронировать в столовой центрального рабочего кооператива 5 обедов, 5 ужинов на 7 июля и 5 завтраков на следующий день. О времени посадки и вылета надлежало телеграфировать в Москву, Новосибирск, Омск и Красноярск.


Хроника визита

Предполагаемая на 7 июля встреча американского журналиста не состоялась из-за того, что произошли задержки в Берлине и Москве. Последняя телеграмма из Казани, сообщавшая, что Мирс вылетает в Курган в 2 часа утра, была получена 8 июля. К 9 часам утра комиссия, уполномоченная встретить путешественника, прибыла на аэродром.

Несмотря на плохую погоду, любопытная публика стала собираться с 7 часов утра. В 10 часов

17 минут самолет показался на горизонте. Опознавательные знаки самолета: желтые крылья, зеленый фюзеляж - совпали, это был американец. Сделав несколько фигурных кругов над аэродромом, он плавно опустился на землю. Членами комиссии Мирс и его пилот были приглашены на устроенный в честь путешествия обед. В беседе за столом журналист сообщил, что он летит на самолете № X-5501, имеющем мотор системы "Фуирль-Уайт" в 310 лошадиных сил, скорость полета от 180 до 250 верст в час. Присутствующие также узнали, что пилот журналиста Бельгин имеет более 10 лет стажа и совершил несколько больших перелетов, в числе которых рекордный перелет из Америки в Европу через океан. Как сообщил Джон Мирс, он отправился в путешествие 29 июня и предполагает быть в Нью-Йорке 22 июля. Его цель - установить рекорд на скорость полета вокруг света. Причем эта попытка не первая. В 1913 году он уже совершил подобное комбинированное путешествие на скорость кругосветного полета, установив рекорд в 25 дней. Это достижение держалось до 1926 г., пока Уэльс и Эванс не поставили новый рекорд, закончив свой полет в 24 дня. Кроме того, присутствующие узнали о том, что на самолете журналиста установлен радиоприемник, так что во время перелета он не теряет связи с американскими газетами.

Впечатление Мирса от полета по СССР, в частности от Москвы и оказанного ему там приема, прекрасное. Он заявил, что Москва поразила его. Во время перелета через Урал аэроплан попал в воздушные ямы, так что красоты Уральских гор ускользнули от внимания путешественника. Во время обеда гость проявил себя как сторонник дружбы между Америкой и СССР. Так, увидев у одного из участников обеда значок КИМа, путешественник попросил его на память и произнес несколько любезных фраз в адрес комсомольской организации. К сожалению всех присутствующих, американцы пробыли в Кургане всего 2 часа

50 минут, пообедали, запаслись бензином и в 13 часов 10 минут вылетели в Новосибирск.

Перед отлетом Мирс и его пилот поблагодарили комиссию и коменданта аэродрома за радушную встречу, великолепную организацию аэродрома и быструю подачу всех необходимых для полета материалов.


Страница подготовлена Евгенией Туболовой,

гл. специалистом Курганского облгосархива

общественно-политической документации.



Курган и Курганцы. Выпуск № 84 от 31 июля 2008 г.




Сайт создан в системе uCoz