Главная     Контактная информация     Форум сайта      

ХРОНИКА СОБЫТИЙ ПО ИСТОРИИ АВИАЦИИ В ЗАУРАЛЬЕ


1912, 17 июля.

В два часа пополудни впервые над Курганом поднялся самолет. О невиданном зрелище извещала реклама, заранее развешанная в городе.

СЗ 29.08.1965.


1918, 1 ноября.

В город, занятый колчаковскими войсками, прибыли командующий войсками вновь образованного Курганского военного округа генерал-лейтенант Артемьев, начальник Курганского военно-окружного штаба генерал-майор Георгиев с чинами штаба, окружное военно-медицинское управление, авиационный и автомобильный парки армии Колчака.

ГАКО, ф. Р-852, оп.1, д.50, л.142.


1918, ноябрь.

Курганский ипподром занят под авиационную школу, у которой имеется пять собранных авиационных машин. Местность, окружающая ипподром, является самой удобной для подъема и спуска машин.

ГАКО, ф. Р-852, оп.1, д.71А, л.58.


1918, 23 декабря.

Начальнику военно-авиационной школы разрешено занять электротеатр "Прогресс" под классы мотористов.

ГАКО, ф. Р-852, оп.1, д.71А, л.46.


1918, 23 декабря.

Состоялось первое заседание реорганизованного Военно-промышленного комитета, на котором было решено приложить все усилия к освобождению завода Товарищества "Брюль и Тегерен" от разместившегося там авиационного отряда и восстановить деятельность завода "хотя бы за свой счет".

КСМ 2. 01. 1919.


1919, июнь.

В первом авиационном парке города по инициативе командира Сергеева созданы кружок культпросвета, библиотека-читальня, организованы игры и гимнастика, один раз в неделю даются спектакли, концерты, кинематограф.

Земля и труд. 27.06.1919.


1922, 4 июня.

На собрании ответственных работников города принято решение о создании в уезде Общества друзей воздушного флота.

БА 1985. № 23.


1923, 4 июня.

Под руководством укома РКП(б) состоялось собрание ответственных работников Кургана, на котором принято решение о создании в уезде Общества друзей воздушного флота (ОВД). В уезде развернулась работа по сбору средств на строительство самолета "Красный Курган".

Хроника:1. С.82.


1923, 11 сентября.

Произвел посадку первый пассажирский самолет Юнкерс Ф-13. Аэродромом послужило поле у железнодорожного полотна на восточной окраине Кургана.

КК 29. 12. 1923.


1923, 23 сентября.

В свой выходной день рабочие турбинного завода отработали 8 часов. Заработок в сумме 15000 рублей передали в пользу воздушного флота.

КК 2. 10. 1923.


1924, 1-15 января.

Прошел двухнедельник по сбору средств в помощь развития воздушного флота.

Тобол.1999. С. 170.


1925, 16 апреля.

На станцию Курган прибыл в разобранном виде самолет "Фарман" в распоряжение курганского Общества друзей воздушного флота.

КК 19.04. 1925.


1925, 13 июня.

В Кургане остановилась экспедиция, совершающая групповой международный перелет Москва-Пекин в составе шести машин, в том числе первого отечественного пассажирского самолета АК-1, двух самолетов Р-1, одного Р-2, и двух "Юнкерсов-13". Одна из целей перелета - исследование транссибирской воздушной трассы и создание сети аэродромов для ее обеспечения.

КиК. 18.01.199


1925, 19 июля.

Японские представители по перелету Токио - Москва Мики Морихико и Кумано посетили курганское отделение Авиахима и редакцию газеты "Красный Курган".

КК 23.07.1925.


1925, 16 августа.

В Курган прилетели два самолета японской воздушной экспедиции. Расстояние из Ново-Николаевска до Кургана самолеты покрыли на 7 часов.

КК 18.08.1925.


1925, октябрь.

Руководство Добролета приняло решение о создании в Кургане постоянного аэродрома. Первым комендантом назначен К.А. Врачинский.

КК 6.05.1926.


1926, 13 июня.

В 6 часов вечера в Курган прилетел французский летчик Де Уази. Он летит в Пекин.

КК 15.06.1926.


1926, 15 июля.

В 10 часов утра над городом пролетел французский аэроплан. Он немного покружился над городом и полетел по направлению к Новосибирску. По сведениям он должен был запастись в Кургане бензином, но очевидно у летчика хватило смелости лететь дальше.

КК 20.07.1926.


1926, 27 июля.

В 7 часов 30 минут утра на курганский аэродром спустились два пассажирских самолета системы "Юнкерс" (20-местные, трехмоторные). При спуске на аэродром один из самолетов сделал неудачную посадку вблизи болота. В один час дня самолеты вылетели в Омск. Конечная их цель - Пекин.

КК 29.07.1926.


1926, 20 сентября.

На курганский аэродром приземлились два огромных дюралюминиевых трехмоторных самолета германского АО "Люфт-Ганза". Команда воздушной экспедиции из 8 человек совершает перелет Берлин-Пекин-Берлин.

КК 21.08.1926.


1927, 16 апреля.

Состоялось слияние окружных обществ Авиахима и ОСО в одно общество Осоавиахим.

КК 22.04.1927.


1927, 21 августа.

В город прибыл самолет, совершающий перелет Москва - Токио с научно-спортивной целью, покрывая в час 150 км. Самолет построен исключительно на средства Осоавиахима на советских заводах.

КК 23.08.1927.


1928, 23 февраля.

Представителям военно-воздушных сил в Ленинграде передан самолет "Уральский крестьянин", построенный на взносы Урала и Зауралья.

СЗ 18.08.1985.


1928, 8 июля.

В Курган прилетел самолет американского журналиста Джона Мирса, совершающего кругосветное путешествие на скорость. Он пробыл в городе 2 часа 50 минут.

КК 20.09.1928.


1928, 14 июля.

Верхний этаж бывшего дома Смолиных, занимаемый конторой винокуренного завода, за исключением помещения лаборатории, предоставлен для размещения аэростанции.

ГАКО, ф. и-65, оп.1, д.68, л.455.


1928, 23 июля.

На аэродроме состоялись опытные показательные полеты летчиков Карповича и Волкова. Показаны "штопор" и "мертвая петля".

КК 26.07.1928.


1928, 1 августа.

На курганский аэродром под управлением летчика Овсянникова прибыл первый самолет с почтой.

КК 04.08.1928.


1929, март.

На аэродроме строится станция и ангар на три самолета.

КК 16.03.1929.


1929, сентябрь.

Рабочие и служащие поддержали идею построить самолет "Красный Курган", отчисляя на текущий счет Осоавиахима свой однодневный заработок.

КК 7.09.1929.


1930, 1 мая.

Делегация из Кургана передала в Брянск бойцам Красной Армии самолет "Красный Курган", построенный на деньги, собранные трудящимися города и организациями Осоавиахима.

Тобол. 1999. С.171.


1930, 1 мая.

Осоавиахим ведет вербовку а авиационные школы из членов Осоавиахима.

КК 4.06.1930.


1930, октябрь.

Началась кампания по сбору средств на строительство советских дирижаблей "Правда", "Клим Ворошилов", "Осоавиахим". Военкомат, горрайсовет уже внесли 121 рубль.

КК 4.10.1930.


1930, декабрь.

Учащиеся зоотехникума открыли сбор средств на постройку воздушной эскадры "Наш ответ интервентам и вредителям".

КК 5.12.1930.


1931, 10 мая.

Курганской почтово-телеграфной конторой открыт прием корреспонденции воздушной почтой на все города СССР.

КК 12.05.1931.


1931.

На сибирских авиалиниях открываются пассажирские перевозки. За навигацию этого года курганской аэростанцией отправлено 77 пассажиров и 400 тонн груза. Отказано 150 пассажирам за неимением места.

КК 18.12.1931.


1932, январь.

Общее собрание работников милиции постановило отчислить двухдневный заработок на постройку трех самолетов имени РК милиции.

КК 11.01.1932.


1933, 29 августа.

Рабочие и служащие винзавода на общем собрании решили отчислить 1% от месячной зарплаты на строительство восьмимоторного воздушного гиганта - самолета "Максим Горький" - АНТ-20.

КК 30.08.1933.


1933.

Райсовет Осоавиахима приобрел тренировочный планер. При аэропорте создан планерный кружок. Выпущено два инструктора.

КК 21.05.1934.


1934, 6 марта.

В ознаменование 5-й годовщины шефства комсомола над воздушным флотом райком ВЛКСМ и командование аэропорта организовали массовую молодежно-комсомольскую экскурсию на аэропорт. Проведена беседа, совершены полеты на планере и катание на самолете.

КК 6.03.1934.


1934, май.

Курганский райком ВЛКСМ открыл в Госбанке специальный счет для постройки планеров и организации планерной школы.

КК 30.05.1934.


1934, 16 июня.

В 9 часов вечера на курганский аэродром прилетел заместитель начальника экспедиции "Челюскина" тов. Корпусов. Громким "ура" был встречен герой Арктики. Состоялся митинг. На следующий день корпусов продолжил путь.

КК 18.06.1934.


1934, 7 августа.

Четыре легких самолета АИР-5, совершающие перелет из Москвы в Иркутск, прибыли в Курган. Цель перелета - проверить работу легких самолетов на дальность и возможность их использования в народном хозяйстве.

КК 8.08.1934.


1934, 16 августа.

Эскадрилья легких самолетов АИР-5, возвращающихся из Иркутска, опустились в Курганском аэропорту.

КК 8.08.1934.


1935, 18 февраля.

Проводится субботник по сплошной зачистке утиля с тем, чтобы сдать промышленности 50 тонн, которые пойдут на постройку самолета "Челябинский комсомолец".

КК 18.02.1935.


1935, 26 февраля.

В 11 часов 35 минут местного времени на курганском аэродроме приземлился самолет Героя Советского Союза В.С.Молокова, совершающего большой перелет Москва - о.Диксон.

КК 27.02.1935.


1935, июнь.

От рабочих и служащих города в фонд постройки новых гигантов-самолетов поступило 3175 руб., из них с машзавода - 3211 руб., универмага - 115 руб., инвсклада - 64 руб. Коллектив музыкальной мастерской отчислил однодневный заработок. Такое же решение приняли курсанты и педагоги школы комбайнеров.

КК 2 06.1935.


1935, сентябрь.

Строится на новом месте курганский аэродром. На земельные работы требуются коновозчики и чернорабочие.

КК 2.09.1935.


1935, сентябрь.

Планерная школа, организованная летом райсоветом Осоавиахима, распущена.

КК 23.09.1935.


1936, 18 августа.

В День авиации курганцы впервые увидели прыжки парашютистов, которые произвели на зрителей незабываемое впечатление.

КК 20.08.1936.


1936, 18 августа.

Открылась планерная школа. Среди курсантов числятся пять девушек комсомолок.

КК 08.03.1937.


1936, 22 ноября.

В курган прилетела агитэскадрилья имени М.Горького, пассажиры которой - стахановцы московского и свердловского мясокомбинатов. Они посетили курганский мясокомбинат и поделились опытом своей работы.

КК 26.11.1936.


1936, декабрь.

Планерная станция располагает тремя планерами (один на мясокомбинате, два на железной дороге). Обучением планерному делу охвачено 50 молодых рабочих.

КК 16.12.1936.


1937, август.

Планерная школа при райсовете Осоавиахима с начала года подготовила 12 планеристов. Это будущие летчики. Подготовлено 32 парашютиста-вышечника. Прыжки с 8-метровой вышки на поле в саду железнодорожников стали их излюбленным занятием.

КК 18.08.1937.


1938, 17 мая.

В курган прибыл учебный самолет. До этого курсанты летных курсов с марта проходили теорию, многие из курсантов не видели ни разу самолета. Сейчас начнется практическое обучение летному делу.

КК 27.05.1938.


1938, 18 августа.

Тысячные людские потоки устремились за Тобол на аэродром Осоавиахима, чтобы там провести День авиации. На двух учебных самолетах организовано катание лучших людей района.

КК 20.08.1938.


1938, август.

Правление промартели "Пищетруд" выделило 500 рублей для катания стахановцев на самолетах в День авиации.

КК 17.08.1938.


1938, сентябрь.

Райсоветом Осоавиахима для пилотов получен новый одноместный планер Г-9.

КК 15.09.1938.


1938, сентябрь.

При аэроклубе организован кружок парашютистов.

КК 23.09.1938.


1940, 15 мая.

Курганский аэропорт открывает воздушную навигацию.

КК 12.05.1940.


1940, 18 августа.

В городе отмечается день авиации. На аэродроме прошел митинг, массовое катание на самолетах.

КК 20.08.1940.


1942, январь.

Коллектив кожевенного завода принял единодушное решение отчислять однодневный заработок на постройку эскадрильи истребителей имени челябинской организации МОПР.

КК 7.01.1942.


1943, январь.

Пионеры и школьники города развернули работу по сбору средств на постройку боевого самолета "Курганский пионер".

КК 16.01.1943.


1943, 6 февраля.

Учащиеся и учителя собрали и сдали в Госбанк на счет постройки самолета "Курганский пионер" 118045 рублей 94 копейки.

ГАКО, ф. р-800, оп.1, д.43, л.62.


1943, апрель.

Коллектив мясокомбината получил телеграмму от тов. Сталина с благодарностью рабочим и служащим, собравшим 200 тысяч рублей на строительство самолета "Работник курганского мясокомбината".

КК 30.04.1943.


1944.

Завод № 761 по итогам Всесоюзного соревнования получил премию 81 тысячу рублей и 25 тысяч рублей за поставку аэродромного оборудования.

ГАКО, ф. р-1594, оп.2, д.6, л.5.


1945.

При аэропорте стала работать внутриобластная воздушная связь. На линиях, которые проходят по многим районам области, курсируют самолеты, перевозящие почту, пассажиров, грузы.

КК 13.11.1945.


1946, май.

Открыты постоянные воздушные линии Курган -Звериноголовское и Курган - Куртамыш.

КК 12.05.1946.


1946, октябрь.

Отправки самолета в аэропорту приходится дожидаться в небольшом фанерном помещении, которое продувается через щели. Скамеек нет, пассажиры вынуждены стоять в ожидании вылета.

КК 9.10.1946.


1955, май.

В Кургане впервые приземлился пассажирский самолет гражданского воздушного флота, идущий транзитом с востока в Москву.

КК 18.05.1955.


1957, январь.

Ежедневно на Москву отправляется скоростной комфортабельный пассажирский самолет ИЛ-14 с посадками в Свердловске и Казани. Время в пути 7 часов 50 минут.

КК 12.01.1957.


1958, 10 июня.

Началось регулярное сообщение по воздушной линии Курган - Тюмень - Курган. Время полета - 1 час 55 минут.

КК 8.06.1958.


1961, июль.

На республиканских соревнованиях а Калуге по планерному спорту курганская команда в составе И.Сафонова, Р.Тюменцева и В.Гуренко в двух видах упражнений завоевала первое место.

СЗ 7.07.1961.


1964, 1 декабря.

Устанавливается ежедневное прямое сообщение Москва - Курган - Москва, рейс 793-794, самолет ИЛ-14.

СЗ 29.11.1964.


1965, февраль.

Курганским аэропортом открыта предварительная продажа билетов в городском агентстве по улице Ленина.

СЗ 5.02.1965.


1965, июнь.

К услугам жителей области новый комфортабельный самолет АН-24.Время полета до Москвы - 6 часов 30 минут.

СЗ 12.06.1965.


1967, 26 апреля.

Открылось Курганское высшее военно-политическое авиационное училище.

Хроника: 2 С.96.


1967, 1 сентября.

Состоялся прием первого технического рейса грузового самолета АН-12.

СЗ 5.09.1967.


1968, август.

На Увале открыт монумент "Слава советской авиации" (самолет).

СЗ 20.08.1968.


1971, 20 марта.

Введен беспосадочный авиарейс Курган - Москва на лайнере ИЛ-18.

СЗ.16.03.1971.


1972, август.

Сдан в эксплуатацию аэровокзал с пропускной способностью 200 пассажиров в час.

МЛ 10.08.1972.


1972.

Базировка Ан-24 в Кургане (разлет - Тюменский Север, Минводы, Сочи, областные центры Урала).

http://aviaforum.ru/showthread.php?t=13791&highlight=%EA%F3%F0%E3%E0%ED


1976, август.

Открылось центральное агентство "Аэрофлота" на улице Ленина, 9.

СЗ 28.08.1976.


1980, 3 января.

На трассу Курган - Москва вышел скоростной турбореактивный самолет ТУ-134. Время в пути немногим более двух часов.

СЗ 10.01.1980.


1980, 3 января.

Совершен первый рейс лайнера ТУ-134 на линии Курган - Рига.

СЗ 08.01.1982.


1985, 1 июля.

На обновленной взлетной полосе аэропорта (удлинение ВПП до 2500 метров) приземлился самолет ТУ-154, выполнявший технический рейс из Свердловска в Курган, который подтвердил, что аэропорт готов принимать и эти воздушные лайнеры.

СЗ 2.07.1985.


1986, 2 января.

Начались регулярные рейсы Москва - Курган на авиалайнерах ТУ-154. Он берет на борт 164 пассажира, что в два с лишним раза больше, чем ТУ-134.

СЗ 3.01.1986.


1991, 30 июля.

Открылся чемпионат РСФСР по самолетному спорту на аэродроме в Логовушке.

КиК 30.07.1991.


1992, июль.

КВВПАУ переименован в Курганское военное авиационно-техническое училище (КВАТУ).

СГ 7.07.1992.


1993.

В аэропорту под открытым небом создан музей авиации бывшими летчиками Игорем Семеновым и Светославом Чубейко.

СЗ 23.08.1993.


1995, 25 июня.

Светлана Капанина, мастер спорта по высшему пилотажу, награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени.

НМ 28.11.1995.


1995, 26 декабря.

Постановлением Правительства РФ на базе КВАТУ создан Курганский военный авиационный институт федеральной пограничной службы (КВАИ ФПС).

КиК 28.05.1996.


1996, август.

На чемпионате мира по высшему пилотажу в Оклахома-Сити (США) летчик-инструктор авиаспортклуба С.Капанина завоевала золотую медаль.

КиК 28.09.1996.


1996.

Первый рейс в Москву на Ту-154 собственным экипажем.

http://aviaforum.ru/showthread.php?t=13791&highlight=%EA%F3%F0%E3%E0%ED


1997, январь.

КВАИ готовит женщин-пилотов.

НМ 4.01.1997.


1990е.

Велась подготовка к эксплуатации самолета Ил-114.

http://aviaforum.ru/showthread.php?t=13791&highlight=%EA%F3%F0%E3%E0%ED


1998-2000.

Прошла процедура банкротства, магистральный флот распродан.

http://aviaforum.ru/showthread.php?t=13791&highlight=%EA%F3%F0%E3%E0%ED


2002.

Полеты Москва - Пермь выполняли Ту-134 "Пермских авиалиний" (ПАЛ). Местная авиакомпания "Сибиа" (5 букв) эксплуатирует самолеты Ан-2.

http://aviaforum.ru/showthread.php?t=13791&highlight=%EA%F3%F0%E3%E0%ED


2006.

Полеты Курган - Москва перешли от ПАЛа к S7, на Ту-134 ПАЛа.

http://aviaforum.ru/showthread.php?t=13791&highlight=%EA%F3%F0%E3%E0%ED




Информация подготовлена на основе книги:


Курганские хроники (1662-2000). Составители: А.М.Васильева, Н.Ф.Скородумова, Е.В.Тершукова, - Курган: Издательство "Зауралье", 2002. -520 с.


Материалы сети Интернет:


http://aviaforum.ru/showthread.php?t=13791&highlight=%EA%F3%F0%E3%E0%ED


Принятые сокращения:


ГАКО - Государственный архив Курганской области.

БА - Блокнот агитатора: Орган отдела пропаганды и агитации Курганского обкома КПСС. Курган.

Земля и труд. - Земля и труд: Орган независимой социалистической мысли. Курган.

КиК - Курган и Курганцы: городская газета. Курган.

КК - Красный Курган: Орган Курганского областного и городского советов депутатов трудящихся. Курган.

КСМ - Курганская свободная мысль. Курган.

МЛ - Молодой ленинец: Орган Курганского обкома ВЛКСМ. Курган.

НМ - Новый мир: Курганская областная общественно-политическая газета. Курган.

Хроника: 1 - На главных направлениях: Хроника Курганской областной организации КПСС: 1893-1945. Книга I. Челябинск. 1988.

Хроника: 2 - На главных направлениях: Хроника Курганской областной организации КПСС: 1945-1990. Книга II. Челябинск. 1991.




Будем очень рады если вы дополните данную хронику своей информацией о событиях. Возможно вы знаете какие-то интересные факты по истории авиации в Зауралье, присылайте обязательно, желательно с указанием источника.

Пишите: chubeiko@narod.ru




Сайт создан в системе uCoz